Миндель В.В. "Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования

Во всем мире, и в нашей стране, с каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в развитии. Необходимость в разработке и реализации специальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ доказывать никому не нужно.

Существуют два подхода к социализации:

1. Субъект-субъектный, когда человек активно участвует в жизни общества.Он не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Человеку отводится активная роль в социализации. Авторы – американцы Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид.

2. Субъект-объектный подход подразумевает пассивное отношение к социализации, другими словами это просто адаптация к обществу. Авторы этой концепции – французы Эмиль Дюркгейм и Парсонс.

Необходимо попытаться вывести ребенка из позиции «покорника», из под постоянной опеки и принимаемых за него решений, подвести ребенка к первой позиции, позиции человека активного.
Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Таким образом, социокультурный аспект включает в себя нравственно-культурологическую направленность, цель которой – приобщение детей к высоконравственным ценностям, обогащение социального опыта, расширение круга общения ребенка.
Очень важны в процессе социализации агенты социализации, т.е. значимые для человека люди, которые оказывают на него определенное влияние. Для наших детей значимыми агентами являются родители, учителя и педагоги.
Принципы, по которым строится работа с детьми с ОВЗ:

  • Ребенок не создает проблемы и трудности, их порождает инвалидность ребенка.

  • Инвалидность – это не только медицинская проблема, а еще и проблема неравных условий.

  • Нет, и не может быть чудодейственного средства, поэтому необходимо использовать все, чем располагает общество.

  • Новые технологии, которыми пользуются дети с нетипичным состоянием здоровья, не могут заменить признания, чувства собственного достоинства и самоуважения, которое дается сознанием собственной полезности.
    В последнее время вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами обучения и воспитания. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания личности ребенка с ОВЗ, его культурного развития.
    Творческая реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработка у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости. Задачи творческой реабилитации:

  • Создание благоприятной микросреды.

  • Актуализация желания ребенка работать с конкретным педагогом.

  • Исходя из диагноза, особенностей ребенка оказать ему помощь в выборе предложенных материалов для работы, провести презентацию материалов.

  • Диагностика удовлетворенности ребенка своей деятельностью на занятиях.

  • Приспособление ребенка к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство (например, продажа изделий).

В практике дополнительного образования широко используется термин «артпедагогика». Основные функции артпедагогики :

  • Культурологическая (обусловленная развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом).

  • Образовательная (обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности).

  • Воспитательная (формирующая нравственные, эмоционально эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности).

  • Коррекционная ( активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ, его творческих проявлений в разных видах художественной деятельности).
    Педагоги Центра Детского Творчества, используя методы артпедагогики на занятиях с детьми с ОВЗ, соблюдают определенные правила:

  • Равные, партнерские отношения, взаимодействие на горизонтальном уровне, на уровне глаз.

  • Исключается любая агрессивность по отношению к ребенку.

  • Не приемлемы указания, команды, требование, принуждение.

  • Пространство, в котором проходит деятельность должно ощущаться ребенком как комфортное.

  • Исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка.

  • Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности и

  • работать в собственном темпе.

  • Ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой

  • вербализации чувств или коллективного обсуждения.

Формы работы с детьми с ОВЗ в Центре Детского Творчества:

  • Индивидуальные занятия с детьми, которые имеют

  • склонность к определенным видам деятельности по индивидуальным программам, когда можно отследить рост ребенка через это направление.

  • Участие в выставках детских работ «Золотые краски осени», отчетных выставках, которые проводятся в Центре, наравне со здоровыми детьми.

  • Участие в ежегодной городской выставке-конкурсе «Весенний калейдоскоп» детских работ для детей с ОВЗ на базе нашего Центра. При обсуждении работ определяется возможно большее количество номинаций выставки, чтобы практически все дети получили призовые места.

  • Обучающие занятия для родителей определенным приемам и методам

  • работы, необходимых для коррекционных занятий в домашних условиях.

  • декада работы с детьми с ОВЗ: мастер-классы в школе-интернате №6,познавательно-практические программы для детей и родителей на базе Центра. В концерте принимают участие здоровые дети, проводятся мастер-классы по разной тематике, группы комплектуются малочисленные. Одновременно для родителей организуются консультации по коррекции двигательной активности, развитии мелкой моторики.

Программы Центра, направленные на обучение детей с ОВЗ: «Ручной труд», «Плетение из нитей, ковроткачество», «Бисероплетение», «Лепка», «Художественная роспись», «Работа с природным материалом», «Мягкая игрушка».

Условия обучения детей с ОВЗ в Центре Детского Творчества №5:

  • Педагоги Центра адаптируют содержание учебных программ к возможностям детей, например, увеличивают время на усвоение отдельных тем, которые не поддаются пониманию, уделяют больше времени отработке технике рукоделия.

  • С каждым ребенком педагог проводит индивидуальные занятия, вместе с педагогом выполняется каждый элемент работы, буквально «рука в руке». Очень важно создавать ребенку «ситуацию успеха», оказывать ему положительную поддержку, эмоционально реагировать на малейшее достижение ребенка, хвалить (можно и больше, чем результат того заслуживает, особенно на первых порах).

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья очень болезненно реагируют на порицание, поэтому педагоги Центра не используют этот метод воздействия, если невозможно не указать ребенку на его ошибку, обязательно объясняют, почему не получилось в этот раз, что в следующий раз получится обязательно. Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных ситуаций.
    Педагоги Центра учитывают важность сотрудничества с родителями, акцентируют внимание на успехах ребенка, что повышает результативность обучения. Индивидуальные занятия с детьми проводятся в школах, где работают наши педагоги, и на дому. Хотя, занятия в Центре (выход в другую среду, возможность сделать самостоятельный выбор деятельности, расширение круга общения) помогали бы нивелировать воздействие различных видов деприваций у детей с ОВЗ. (сенсорной - лишение возможности получения информации об окружающем мире, установление оптимального эмоционального контакта с окружающими, когнитивной – познавательной и социальной – лишение возможности обучения в социуме).
    Таким образом, развивая социальные и художественно-творческие навыки у ребенка, мы предполагаем, что у него появится возможность творческого самовыражения, повысится самооценка, сформируется позиция активного члена общества, установка «если я с другими, значит я не один».

И немного из собственного опыта работы с детьми:

  • Грабовецкий Илья – диагноз, продолжительность занятий, состояние после операции, работа с витражными красками, природным материалом, участие в выставках;

  • Полонянкин Женя – состояние «здесь и сейчас», работа с «автотреком»;

  • Вериялова Валерия – работа на дому, совместные занятия с братом, куклы, «Симбирский покров».

  •