Традиции воспитания народной куклой

Наши предки были мудрыми людьми. Не перестаешь удивляться, как продуманно, рационально был устроен их быт. Возьмем, к примеру, детские игрушки. Их у детей было немного, но каждая несла полезную для ребенка информацию, развивала нужные навыки.
Четыре года исполнялось мальчику – и среди его игрушек появлялся деревянный конь, на котором можно было сидеть верхом и даже ездить, если были колесики. Это не случайная игрушка. В крестьянском хозяйстве конь – верный помощник, а защищая Родину, землепашец становился воином, всадником. Надо было уметь с конем обращаться, уверенно сидеть в седле.

А еще среди игрушек были маленькие (но настоящие) рубаночек, молоточек, топорик, т.е те инструменты, которые развивают умения, необходимые взрослому мужчине. Подражая отцу, мальчик делал сестренкам нужные для игры вещи.

Дети еще очень любили играть в мячики, только мячики были не такие, к каким привыкли мы – непрыгучие (резины и пластика тогда не знали), и игры с ними были другими. Валяли мячики из коровьей шерсти, собирая ее после вычесывания кормилицы-коровы, или шили из старых тряпочек. А уж если попадет невиданное «богатство» - изношенная мамина юбка, то ее резали на тонкие полоски, плели из них косички, связывали в одну длинную, сматывали косичку в клубок и, зажав конец пальцами, с силой кидали клубок. Кто дальше кинет, тот и выиграл. А кто раньше смотает опять клубок, тот тоже победитель. Мячики тоже оказывались полезной игрушкой – развивали сноровку, меткость, глазомер.

Ну а будущим хозяюшкам во все времена просто не обойтись без кукол. Главное назначение женщины – родить, выкормить, вырастить здоровое потомство и хранить домашний очаг и домочадцев. И игрушки у нее были соответствующие этим задачам. Расскажу-ка я вам сказку.

Жила-была девочка Настенька. Добрая да скромная уродилась доченька на радость родителям. Настенька была еще совсем маленькой, лежала в колыбельке, а мама свертела из разноцветных тряпочек куколок-кувадок и повесила над люлькой. Смотрела девочка на них, и ей совсем не хотелось плакать. А еще у ребеночка развивалось цветовосприятие (ведь куколки-то разноцветные). Вот, оказывается какой многоцветный мир! Поэтому такой красочной была одежда людей и утварь, окружавшая их.

Когда Настенька была маленькой, куклы ей делали старшие сестры и бабушка. Куколки особенные – чтобы в ладошке умещались. С такими легко играть, разговаривать малышке. Росла ладошка – увеличивался и размер куколок.

Были у девочки разные куклы, например, мамушки, нянюшки, кормилицы, ведучки. У куколки-мамы могло и не быть рук, но ребеночек крепко-накрепко к ней привязан – не оторвать. Может, потому и материнства женщин не лишали, что с пеленок воспитывали в них материнские чувства, осознание неразрывной связи с дитем…

Но вот исполнилось Настеньке шесть лет, и подарила ей матушка куколку с тонкими ножками, без сарафанчика. Расстроилась девочка: как с такой куклой играть! А мама и говорит: «Куколка эта непростая. Она научит тебя кашу варить. Насыплешь в чугунок крупы по ножки, по пояс водички нальешь – по головку каши-то и получится. Всю семью накормишь. А то, что без сарафанчика куколка, так это дело поправимое. Если уж ты кашу сумеешь сварить, то и с сарафанчиком легко справишься».

Сестры учили Настеньку вертеть кукол без иглы и ножниц, чтоб жизнь колотой-резаной не была. Разных кукол делали. Вот такую, например, простую куколку.

А вот такую куколку, Отдарок-на-подарок называется, Настенька могла свертеть с 3-х лет. Эта куколка учила девочку быть благодарной людям. Нельзя было получить от кого-либо подарок и ничего не отдать взамен. А что могла сделать такая маленькая девочка, как Настенька? Да вот такую куклу!
Старшие сестры следили, чтобы Настенька кукол делала правильно, держала работу всеми пальчиками. Только тогда куколка получится ладная да складная, а Настенька вырастет умная-разумная. Вот пока мы оставим девочек трудиться над куклами, а мы поговорим с современными родителями
Ученые совсем недавно установили: если в раннем детстве не развивать мелкую моторику рук, то ребенку будет труднее учиться в школе, ум не получит нужного развития. Вот уж поистине – ум на конце пальцев. Откуда это могли знать деревенские девчонки?!

Пальцы должны работать слаженно, в гармонии. Ручку при письме, например, надо держать тремя, пальцами, щепотью. Компьютером, к сожалению, в основном работают двумя пальцами. А кнопки сотового телефона вообще можно одним пальцем нажимать. А мы удивляемся, откуда у ребенка различные отклонения, дисгармония в развитии.

Конечно же, начинать приобщение к духовным ценностям и традициям народной культуры необходимо с самых малых лет, ведь детские впечатления неизгладимы. Тогда есть надежда, что не прервется процесс передачи народной мудрости от поколения к поколению.

 

Колпакова Людмила Сергеевна, руководитель Музея народной куклы гимназии
№ 65, руководитель проекта "Золотой возраст" УРО МООИ "Факел"